Вопросы, наиболее часто задаваемые родителями

Ответы руководителя ОО «ПФБИ» на основные вопросы, касающиеся детских тренировок

В помощь родителям— Есть ли группы для начинающих?

Работа с начинающими — дело трудное. Нереально сделать группы для начинающих по всем возрастным категориям. Если в начале учебного года в одну из групп придёт 20 человек, а в другую 5, то к концу, в первой может остаться двое, а во второй – никого. Единоборства дело не лёгкое – пахать надо, не все готовы. Поэтому начинающие и продолжающие занимаются вместе, но в разных возрастных категориях. Берём детей с 5 лет.

— Как записать ребенка? Что иметь на 1-е занятие?

Записаться можно по телефону или просто прийти на пробное занятие.  Возьмите любую спортивную форму, сланцы (в уличной обуви в зал не входят), взнос за первую тренировку. Если решите остаться, в дальнейшем понадобится экипировка (список выдадим), фото здесь: http://primbudo.ru/ekipirovka/ . На вопрос — можно ли из этого списка чего-то не иметь, сразу отвечу: нет — нельзяЭто вопрос безопасности вашего ребенка и вопрос его полноценного участия в занятиях. Что же, все дети будут работать с инвентарем, а он что, в стороне стоять будет? Можно приобретать постепенно, но не в течение 3х лет, а в течение 3х месяцев. Лучше сперва побеседовать с тренером, узнать правила поведения и требования в данной конкретно школе.

— Ребёнок немного «не такой»…

Все мы «не такие» в смысле индивидуальности. Но, детей с отставанием в развитии не берём! Регламент и насыщенность наших тренировок этого не предусматривает. Руководство и тренерский состав оставляют так же за собой право отказывать в занятиях детям без такого медицинского заключения, но чьё физическое и психическое состояние они сочтут несовместимым с пребыванием в этой школе и занятиями данным видом единоборств.

— А не сломают ли ребенку нос?

Сломать что угодно можно просто дома, упав с дивана. Родителям, приводящим детей в контактные единоборства, стоит поинтересоваться тем, есть ли в вашем стиле соревнования, с какого возраста, в какой защите, по каким правилам. На соревнованиях, к сожалению, всякое бывает. Но в любом случае делается всё, чтоб свести риск травматизма к минимуму. В стилях, где проводят смешанные спарринги, не допускают к соревнованиям младше 10 лет.
Новичков естественно, прежде чем поставить с кем-либо в спарринг, учат грамотно защищаться и выполнять страховки.

— Есть ли у тренера мастерская степень, титул, звание?

Смотрите раздел «История школы», там есть.  Два высших образования в области педагогики и спорта. Ещё опыт работы (более 20 лет). Но только регалии и знания одного человека не делают автоматически его учеников такими же. То, насколько ученик и учитель найдут и поймут друг друга, зависит от множества факторов. Пробуйте, и учтите, что «Москва не сразу строилась».

Не верьте тем, кто нахваливает себя, и суля «золотые горы», хвастаясь своими титулами, обещает сделать чемпиона и супермена из Любого и Каждого — это всего лишь реклама собственного бизнеса! Регалии и умение преподавать не всегда одно и то же, физические особенности разных людей могут отличаться, как небо и земля, процент чемпионов по отношению к общей массе населения невелик, а супермены так вообще только в кино.

— Почему к моему тренер не подошёл (редко подходит)?

Каким бы психологом ни был тренер, он не бог и не ясновидящий. Всегда найдется кто-то, на кого не угодишь. Есть дети, которые болезненно воспринимают исправления, таким нужно дать сперва привыкнуть к группе и манере преподавания инструктора. Есть такие, кто специально сделает все неправильно, лишь бы вызвать всё внимание на себя. Найдутся те, кто не привык стараться, но ждут, что если они не слушали и не смотрели, к ним всё равно прибегут по первому требованию, руки-ноги им передвигать. Бывает, что завязываешь ученику пояс или поправляешь стойку, а он крутит головой по сторонам, вообще не вникая в то, что тренер ему показывает. Таким надо объяснить отличие Учителя от нянечки, и что должны стараться сами. Возможно тренер не подходит, потому что просто наблюдает и ищет подход именно к этому ребёнку.

— Почему моего поставили в пару с… ?

Ваня и Ярослав (ОО «ПФБИ»). Спорткомплекс «Восход», 2011 год

Обычно дети выбирают пару сами. И можете поверить, их интуиция 100%! Они всегда станут с себе подобным. Робкие и неуверенные найдут друг друга, хулиганы – соответственно. Только спокойные и уравновешенные могут стоять с любым, но и они при возможности выберут похожих на себя. Хуже всего тем, кто плохо понимает задания, не может повторить показанное даже с 20го раза. Дети простят друг другу что угодно, но только не отсутствие действия. Если в паре один просто стоял с растерянным видом, в т.ч после неоднократного показа, дети будут бегать от него, «как ошпаренные», и никакие наказания и уговоры действия не возымеют. Дайте ребёнку проходить хотя бы месяц, постепенно помогая ему и группе привыкнуть друг к другу. Не завышайте планку, дети не умеют находить «нужного» партнёра. Единственный критерий их выбора – это «нравится» и не «нравится». Впоследствии они научатся меняться парами, инструктор над этим работает. Но не ждите, что слабых всегда будут ставить с более сильными. У сильных тоже есть свое право на рост, и те, кто слабее, будут их тормозить. «Не соревнуйтесь с собой, просто честно оцените свои возможности» — восточная мудрость.

— Ребенок маленький, что он может понять!

Важно родителям понять, что школа боевых искусств не должна опускаться до уровня пришедших в нее учеников, а поднимать уровень учеников до требуемого в школе. Естественно с детей никто не спрашивает, как со взрослых. Занятия проводятся в игровой форме, упражнения подобраны так, чтоб их освоило большинство. Но додзё – место для занятий — не улица, не дискотека и даже не детский сад — это малышу нужно чётко объяснить сразу. Отведите его для начала в туалет перед занятием, не давайте перед тренировкой есть и пить. Поинтересуйтесь у тренера, как правильно одеть кимоно, завязать пояс. Впоследствии ребенок будет должен это делать сам. Научите его терпимо относиться к другим детям, договариваться (часто дети работают в парах). Если взрослые игнорируют эти простые правила, на занятиях у детей то и дело возникают проблемы. Тренировка не должна превращаться в череду бесконечных раздеваний и одеваний, показываний туалета, разбора конфликтов и воспитательных бесед. Не нужно думать, что проблемы возникают случайно. Часто добрая бабушка, запихивая пятилетке перед занятием в рот булочку, смачивая все соком из буфета, сама проблемы и создаёт. Не нужно думать, что «если мы одни нарушим правило один раз, ничего страшного не произойдёт». Если каждый по одному разу что-то одно нарушит, занятие будет сорвано. А те, кто не виноват… , они ведь деньги заплатили!

Дети понимают гораздо больше, чем многим взрослым кажется. И они прекрасно понимают «можно» и «нельзя».

— Вот мы сейчас оплатим, а вдруг ребенку не понравится ?

Нужно смотреть, что именно не нравится и почему. Если ребенок избалован, при любом замечании и требовании тренера бежит жаловаться маме; если при любой возникшей проблеме пускается в слезы, даже не попытавшись ничего сделать… Если наговаривает неправду на тренера и других детей в группе, лишь бы его «поскорей отсюда забрали», следует обратить внимание на пробелы в домашнем воспитании. Возможно, проигралприсутствуют страхи (у детей их много), с которыми у ребенка нет навыка справляться. Если тренер учит одному, а дома ребенок видит другое, будет трудно и тому и другому. Маленькие дети консервативны, им нужны четкие правила. Если дома все можно, для ребенка это правило, и он с трудом понимает, почему кто-то другой смеет его нарушать, он будет протестовать всем своим существом! Сколько семей – столько и правил. Когда родители сами понимают, что «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», все обычно получается.

Что касается оплаты. Если ребенок по какой-то причине все же наотрез отказался ходить, уплаченные взносы назад не возвращаются.  Можно попробовать, оплатив несколько первых тренировок. А затем уже внести месячный взнос. В любом случае работа была проведена (и смеем всех заверить – не малая). Лично я, руководитель школы, считаю, что чем больше ученик мешал заниматься другим, игнорируя правила и интересы всех, кроме своих собственных, чем больше было затрачено на него не оправдавших себя усилий, тем больше должен быть взнос! К сожалению, у нас еще многие хотят получать всё «за так», не только не прилагая никаких усилий, а иногда и саботируя общую работу. Но тем не менее, основной процент, как правило справляется.

— Пусть ребенок (5-8лет) попробует одну тренировку и решит, нравится ему или нет?

 Интересно, а родители вообще в курсе, что именно нравится детям? А мы в курсе :)  Нравится им бегать, кричать, играть (без правил) друг с другом, т.е пихаться, «беситься», веселиться так, как они это видят своим детским сознанием. А тут: «Отжимания! (команда): один, два, три.. Неправильно», «Пресс: 1,2,3.. Неправильно!», «Бег: 1круг.. Стоп! Почему толкаемся? Что за смех?». Отработка в паре: «Что ты делаешь, тебе как показали?». И так на протяжении всего занятия. Похвалили, — расслабился, запрыгал до потолка, ударил ногу,  уже сидит рыдает.

Приучить детей к подчинению без требования оного — нельзя. Что бы там ни говорили сторонники только метода пряника. У детей слабые «тормоза». Но без них они могут покалечить себя или других.

Кто уверен, что ребенок 5 лет сможет все это правильно оценить.  Может родитель и знает, что его рыжаячаду тут не чай с печенькой будут подавать, но вряд ли чадо может оценить реальную пользу дисциплины, нагрузок, необходимости самоконтроля. Может для него тренер «Карабас-Барабас». Потому постановка вопроса неправильная. Ведь ребёнок слышит: «Ага, значит Я тут главный, вот щас всем, кто Мне не нравится — достанется».  Его призвали к порядку, и вот уже слёзы. Ведь мама его обманула! Правильно  будет сказать ребенку: «Это на тебя сейчас будут смотреть и оценивать, но ты старайся пожалуйста, чтобы понравиться, тренер любит хороших детей» . И довести до его сознания, что если у него не будет что-то получаться, это не страшно, старание важней. А вот если он «забьет» на занятие и будет пытаться носиться по залу, капризничать и бузить так, как он уже привык где-то делать, — к порядку конечно призовут. Ребенок в школе боевых искусств не главная величина, и его мнение… Что смеяться то, давайте теперь все будем делать только то, что захотят маленькие дети, чтобы им нравиться! Но.. Если бы в своё время родители многих прославленных спортсменов (и других знаменитых людей) не имели характера настоять на своём, знали бы мы сейчас эти имена?! Конечно, лучше объяснять детям пользу всего этого, чем просто заставить силой. Но не факт, что они тут же начнут Всё делать, и не будут пытаться вас шантажировать. Нужно терпение и время. Происходит много отказов после первой же тренировки ходить дальше только потому, что малыш даванул на маму слезами и своим «не хочу» (хотя в зале все было нормально), и та сразу же сдалась.  Хотя, конечно, права на одно занятие у вас никто не отнимает.

— Мы проходили год, где цветной пояс !!!

В нашей школе пояса даются не за хождение, а за умение. Если ребенка привели с 5 лет, то первые два года аттестации не проводятся. Могут быть небольшие зачеты, мини-соревнования в игровой форме. Более старшие дети проходят аттестации в спортивных лагерях. Также пояс можно получить после успешного участия в семинаре (показать хорошую технику), за победу в соревнованиях (не ниже 3го места). Но ни одно из перечисленных мероприятий не подразумевает получение пояса только за то, что ребенок его посетил. Иметь пояс, не справляясь с программой, только потому, что отсутствие оного бьет по самолюбию – не правильно. К сожалению, встречаются люди, оказывающие психологическое давление на других, требующие «своего», только чтоб не выглядеть «хуже» других. Но не стоит учить этому подрастающее поколение. Лучше учить быть собой, уважая при этом других, не бояться быть индивидуальностью, и не гнаться за тем, чтоб выглядеть, как все. Тренеру всегда видней, где и какие элементы учениками недоработаны. ТрЕнера же, идущего «на поводу» у своих клиентов, лишь бы только кому-то не разонравиться, вряд ли можно по-настоящему уважать.

— Что нужно от нас (родителей)?

 Любая группа, школа, организация — спортивная или нет, желает видеть в своих рядах людей (без разницы ребёнок то или взрослый) уже воспитанных, дисциплинированных и готовых (по крайней мере психологически) к нагрузкам и длительной, вдумчивой работе, а не нытиков, слабаков и просто невменяемых в плане дисциплины кадров. Часто в последнее время можно услышать от родителей «А ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОН ТАКОЙ». С такой постановкой вопроса мы категорически не согласны. Ищите, как и что сделать, потому что должны собственному ребёнку прежде всего родители, а не кто-то другой! Должны привить дисциплину, создать возможности для полноценного умственного, физического и нравственного развития. Помните, что чемпионом может он не стать, но ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ОБЯЗАН. Бросьте все свои родительские силы на то, чтоб облегчить ребёнку дальнейшую безболезненную адаптацию в обществе и благополучное будущее. Беспрецедентный эгоизм «Я ХОЧУ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МЕНЯ НЕ ВОЛНУЮТ» в нашей школе не приветствуется.

 Родителям и родственникам, далеким от спорта, настоятельно рекомендуем ознакомиться. Хотя бы с тем, какие отношения существуют в спорте, чего ждать. И хотя бы в общих чертах ознакомить ребенка. Благо есть интернет, хорошее кино, литература. Рабочая группа ПФБИ «в контакте» https://vk.com/pfbiclub , там материала много и добавляется каждый день. Потому что, когда вы приведете ребенка в спортзал, его внутренние картинки могут не соответствовать тому, что он здесь увидит. А некоторые люди от своих картинок отказываться не хотят, считая их единственным мерилом реальности.

Советуем начать с режима дня, у спортсмена он должен быть обязательно. В него должны входить не только пребывание в школе (д/саду), питание, игры и сон. Должны также быть:

  1. Посильные домашние задания (например: убирать за собой и др.)
  2. Занятия по развитию речи, особенно для тех, кто не посещает детский сад (человек думает словами, чего можно добиться от того, кто слов не понимает?)
  3. Навык элементарных физических упражнений: несколько раз отжаться, подтянуться, попрыгать на скакалке, упражнения на координацию.

Наша школа уважает себя и своё направление, а ученики, приходящие «лишь бы всё-равно где, главное весело провести время», даже не пытающиеся ничему учиться, тормозят, иногда хуже — срывают учебный процесс, тянут группу назад, сами не занимаясь, еще и другим не дают. Знаем, существуют организации, готовые терпеть любых ради их взносов и даже не воспитывать (вдруг еще уйдут, обидевшись). Обещают всем пояса, всем одинаковый Рост, но… Вопрос: а почему же тогда в Спорт берут далеко не всех и не каждого? Человек разгильдяй из спорта вылетает очень быстро, там особо не церемонятся. Ну а если у ребёнка нет сверхспособностей и задатков профессионального спортсмена, пусть хотя бы ему будет привита способность трудиться над поставленной задачей, в течение отпущенного ему на это времени. Это время постепенно нужно увеличивать, учить добиваться выполнения задач, а не бегству и увиливанию от них. Такое должно исходить прежде всего из семьи. Мы, в свою очередь, можем помочь, но не сможем переделать тех, кому не очень то и хотелось.
— Чему дети должны научиться в первую очередь?

Прежде всего: Думать. Анализировать поступки собственные и других. Стараться понимать преподаваемый материал.

Терпеть. Когда что-то не получается, когда бывает больно ( например при растяжках), или когда устал; в других случаях, когда не все и не всегда только приятно.

Считаться. С другими в группе, с тренером. Понимать необходимость дисциплины, отказываться от «хочу» в пользу «надо».

Уважать. Не только других, но в 1-ю очередь себя. Научиться быть самостоятельными. Научиться собирать свои вещи, самим одеваться – в том числе и кимоно, завязывать правильно пояс, не ссылаясь на маму и папу. Не оставлять после себя мусор. Понимать, что кроме них спорткомплекс посещают другие люди, которым их слишком буйное поведение в холле, может мешать работать и отдыхать.

Понимать. Что школа боевых искусств – не дискотека, не утренник, куда приходят повеселиться, побегать и покричать. Научиться контролировать свои эмоции вне зала и в зале для занятий.

Выполнять. Требования своего инструктора и работников спорткомплекса даже тогда, когда не очень хочется.

Все эти качества в спорте называются морально-волевыми, и они имеют первостепенное значение по сравнению с техническими навыками, потому что именно из них складывается характер спортсмена. А, как известно, нет характера – нет бойца!

С уважением, администрация ОО «ПФБИ». Для общения — пишите.